НовостиСоревнованияШколыФотоальбомО пензенском крае
Главная страница Карта сайта Отправить сообщение
Календарь
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Спортивные объекты
Дворец спорта Олимпийский
Дворец спорта "Олимпийский"
Спортсмены Пензенской области
Евстюхина Надежда Александровна
Евстюхина Надежда

 
Железнодорожный транспорт



Пенза – один из крупнейших железнодорожных узлов в центральной части России, связывающий Москву с районами Урала, Сибири, Дальнего Востока, государствами Средней Азии и Казахстаном.

По территории области проходят две ведущие железные дороги страны: Куйбышевская и Юго-Восточная.

В Пензенской губернии в мае 1872 года под руководством инженера Н.Л. Макова начались работы по строительству Моршанско-Сызранской железной дороги. На участке Пачелма – Кузнецк было сооружено 146 мостов, в том числе 7 больших. Одновременно возводились водонапорные башни, кузницы, пакгаузы, мельницы, элеваторы, паровозный сарай (депо), вокзалы. 12 октября 1874 года участок Моршанск – Пенза – Сызрань протяженностью 520 км открылся для грузовых и пассажирских поездов. Трасса была однопутной, ширина колеи 1524 мм. От Моршанска на Пензу в 15 часов 25 минут был отправлен скорый поезд № 1. К этому времени железнодорожный подвижной состав насчитывал 16 товарно-пассажирских паровозов серии «А» Коломенского завода, 26 товарных паровозов, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Грузовой парк имел 530 крытых вагонов и 146 платформ.

От Моршанска до Сызрани было 23 станции, из которых 2 – первого класса, в Пензе и Сызрани, 4 – второго, а остальные – третьего и четвертого классов.

Открывается паровозное депо, ныне локомотивное депо Пенза-3, имевшее 4 паровозных стойла.

В 1880 году в Пензе открыто техническое железнодорожное училище Моршанско-Сызранской железной дороги. Выпускники направлялись на работу в паровозное депо, мастерские и технические пункты по ремонту вагонов.

В 1889 году Моршанско-Сызранская железная дорога была выкуплена правительством, слита с другими участками и преобразована в Сызранско-Вяземскую.

К концу 1870-х годов товарооборот возрос вдвое. Через станцию Пенза в сутки проходило 2пары пассажирских и свыше 10 товарных составов. Центр и Запад страны, в том числе балтийские порты, через этот путь связывались с районами, богатыми хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией, - Волгой, Уралом, Сибирью, Средней Азией.

16 декабря 1895 года был открыт участок Пенза – Рузаевка, соединивший Московско-Казанскую и Сызрано-Вяземскую дороги, было сооружено 58 мостов. Губерния получила выход на Сибирь, к верхней Волге и второй путь на Москву, который был длиннее первого на 43 км.

В районе дороги имелись избытки хлеба, пеньки, лука и другой продукции. Трасса использовалась и для транзитных грузов.

1 декабря 1896 года началось движение по линии, связавшей Пензу через Ртищево с южными губерниями России, с Черным и Азовским морями.

Пенза становится крупным железнодорожным узлом, имеющим общероссийское значение. В это время строится несколько станций, а также внутриузловые транспортные развязки. Станция Пенза-3 выполняла роль передаточного пункта между Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской дорогами. При отсутствии судоходных рек и шоссейных дорог железная дорога решала проблему вывоза сельскохозяйственных продуктов, способствовала дальнейшему развитию производительных сил края. В конце XIX века через станцию Пенза-товарная ежегодно проходило свыше 100 миллионов пудов грузов. В начале XX века среднегодовая сумма вывоза составляла более 28 миллионов рублей, а ввоза – 5 миллионов. За пределы губернии вывозились рожь, овес, картофель, конопля, горох, пшеница, гречиха, просо, живой скот, овчина, коровье масло, яйца, лук, спички, писчебумажные изделия. Через железную дорогу Пенза была связана с различными рынками: за границу страны шло 20% вывозимых товаров, на Петербург и Москву – по 13%, на остальные районы России – свыше 40%, непосредственно в Пензенскую губернию – 8%.

Развитие железнодорожного транспорта способствовало формированию значительного по численности отряда рабочего класса, росту населения губернского центра, возникновению учебных заведений железнодорожного профиля.

После окончания Гражданской войны началось дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. В 1923 году обновился подвижной состав. В 1924 году были установлены решетчатые светофоры. В 1927 году стрелочные переводы оборудованы контрольными замками, в 1928 году установлены телефоны и селекторные аппараты.

В феврале 1939 года создается Пензенская железная дорога, которая состояла из главной линии Таловая – Поворино – Балашов – Кузнецк. В 1946 году организовано Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги, которое работает и поныне.

В 1990 году локомотивный парк Пензенского отделения насчитывал 150 электровозов и более 100 тепловозов. Перевозки грузов и пассажиров осуществляются электровозной тягой на участках Пенза – Кузнецк и Пенза – Рузаевка, а на участке Пенза – Пачелма – тепловозной тягой. За год в среднем по железной дороге передвигаются свыше 5 миллионов пассажиров и около миллиона тонн грузов.